Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

Виды ответственности перевозчика за причинение вреда

Сегодня предлагаем вниманию статью на тему: «Виды ответственности перевозчика за причинение вреда». Мы попытались полностью раскрыть тему, а наш специалист Сергей Шевцов поделится важными комментариями основанными на опыте работы.

За причинение вреда жизни и здоровью пассажира перевозчик отвечает по правилам о деликтной ответственности, если законом или договором не предусмотрена повышенная ответственность перевозчика. Не допускается изменение условий или снижение размера ответственности перевозчика.

Для обеспечения возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью пассажира при перевозке, используется страхование.

Обратите внимание

На воздушном транспорте предусматривается обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна (ст. 133 ВК).

Другие нормативные акты устанавливают обязанность перевозчика страховать жизнь и здоровье пассажиров на период перевозки (ст. 98 КВВТ, ст. 113 УЖТ).

Обязательное страхование жизни и здоровья пассажиров было введено Указом Президента РФ от 7 июля 1992 г. N 750 “Об обязательном личном страховании пассажиров” (САПП РФ. 1992. N 2. Ст. 35). Личное страхование от несчастных случаев пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и автомобильного транспорта производится на время поездки (полета).

Видео (кликните для воспроизведения).

Обязательное личное страхование не распространяется на пассажиров всех видов транспорта международных сообщений, а также внутригородского и пригородного транспорта.

Размеры страхового тарифа по обязательному личному страхованию пассажиров устанавливаются страховщиками по согласованию с соответствующим федеральным органом управления транспортом и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по надзору за страховой деятельностью.

Сумма страхового взноса включается в стоимость проездного документа (путевки) и взимается с пассажира при продаже проездного документа, т.е. страхование осуществляется за счет пассажира.

При наступлении предусмотренного договором страхования события перевозчик обязан составить акт о несчастном случае, первый экземпляр которого вручается застрахованному лицу, его представителю или наследникам. Перевозчик обязан по письменному запросу страховщика направить ему в течение 10 дней с момента получения запроса копию указанного акта.

Пассажиру при получении травмы в результате несчастного случая на транспорте выплачивается часть страховой суммы, соответствующая степени тяжести травмы. В случае смерти застрахованного лица страховая сумма выплачивается его наследникам полностью.

Для перевозок воздушным транспортом размер страховой суммы по договорам обязательного страхования ответственности перевозчика установлен непосредственно ВК и составляет на каждого пассажира воздушного судна не менее чем 1000 МРОТ, установленных федеральным законом на день продажи билета (п. 2 ст. 133 ВК).

Обязанность доказывания того, что происшествие, в результате которого причинен ущерб пассажиру, произошло во время перевозки пассажира и его багажа, а также размера причиненного ущерба возлагается на истца.

Важно

Вина перевозчика, его работников или агентов, действовавших в пределах полномочий, предполагается, если не доказано иное, если смерть пассажира или повреждение его здоровья либо утрата или повреждение каютного багажа произошли в результате кораблекрушения, столкновения, посадки судна на мель, взрыва или пожара на судне или недостатков судна или в связи с перечисленными обстоятельствами. В отношении утраты или повреждения багажа, который не относится к каютному, вина указанных лиц предполагается, если не доказано иное, независимо от характера происшествия, вызвавшего утрату или повреждение такого багажа.

Перевозчик не несет ответственности, если докажет, что им, его работниками или агентами были приняты все необходимые меры к тому, чтобы избежать вреда, или что было невозможно их принять.

Таким образом, в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Добрый день!
В начале года со мной произошло неприятное происшествие, последствия которого до сих пор оставляют мне о себе напоминание. Я решил в отпуске немного себя побаловать и купил билет на исторический тур в город в 1000 км.

Компания перевозчика была серьезной и сомневаться не приходилось. Путь предстоял не легкий, и я принялся отдыхать. Проснулся уже в скорой помощи. Как оказалось автобус попал в аварию, благо без жертв.

У меня было сотрясение мозга и мелкие ушибы.

В ходе дальнейших разбирательств выяснилось, что компания перевозчика грубо нарушала закон, давая водителям работать без отдыха до 2-х суток. Вопрос не в этом, что мне теперь ожидать. В ходе аварии я получил серьезные повреждения здоровья, которые до сих пор заставляют меня тратить деньги на лечение. Что я могу в этом случае с них получить?
Андрей

Вашей ситуации конечно не позавидуешь. Мы постараемся ответить на вопрос наиболее понятно.

В настоящий момент времени, все вопросы связанные с видами ответственности перевозчика за причиненный вред пассажирам регламентируется статьей 800 ГК РФ. В ней же имеется целая глава 59, которая и рассматривает различные моменты.

Видео (кликните для воспроизведения).

В частности в законе говорится о том, что любые причиненные пассажиру увечья, при исполнении договорных обязательств, должны быть выплачены виновными лицами в полном объеме. Тут же и приводятся статьи закона, характеризующие все по отдельности:

Стоит отметить, что величина суммы в качестве возмещения будет браться не только с учетом оклада, но и при добавлении сумм, которые гражданин получил в качестве премиальных или же за выполнение отдельного рода трудовых обязательств. Итоговый объем заработанных средств за год, делится на 12 и таким образом получается итоговая сумма за месяц.

Читайте так же:  Не предъявил экземпляр европротокола в ск

Также важно упомянуть, что вред оплачивается:

  1. Несовершеннолетним лицам до наступления 18 летнего возраста. Или до 23 если лицо получало очную форму обучения.
  2. Пенсионерам пожизненно.
  3. Инвалидам на срок инвалидности.
  4. Если в ходе происшествия погибли родители детей или кормилец семьи, то выплата осуществляется до выздоровления ребенка или до наступления возраста 14 лет.

В вашем случае Андрей, сказать точную цифру не представляется возможным, т. к. вы не указали доход и время лечения. Так или иначе, судя по вопросу, вы имеете полное право требовать от перевозчика возмещение вреда здоровью.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов.
  • Знание базовых основ желательно, но не гарантирует решение именно вашей проблемы.

Поэтому, для вас работают бесплатные эксперты-консультанты!

Расскажите о вашей проблеме, и мы поможем ее решить! Задайте вопрос прямо сейчас!

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Источник: https://mmk-mission.ru/vidy-otvetstvennosti-perevozchika-za-prichinenie-vreda/

Ответственность перевозчиков перед пассажирами

ОСГОПП — это обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров.

Введение ОСГОПП в Российской Федерации предусмотрено Федеральным законом от 14.06.2012 г.

№ 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», который вступил в силу с 1 января 2013 г.

Этот нормативный акт регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика (за исключением метрополитена и легковых такси) за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.

  • Договор  ОСГОПП заключается сроком не менее, чем на 1 год  и в отношении  всего парка ТС перевозчика;
  • Виды перевозок, которые подлежат страхованию:
  1. Железнодорожный транспорт пригородного сообщения и дальнего следования, включая международные перевозки;

  2. Воздушный транспорт: самолеты внутренних и международных линий и вертолеты;

  3. Морской транспорт;

  4. Внутренний водный транспорт;

  5. Автобусные перевозки, включая внутригородские, пригородные, междугородние и международные перевозки;

  6. Городской электрический транспорт: троллейбусы и трамваи;легкое метро и монорельсовый транспорт.
  • Независимо от вида транспорта перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность.
  • Перевозчик, не исполнивший возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности и осуществляющий перевозки при отсутствии договора обязательного страхования, физическое лицо, индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, фактически осуществляющие перевозки физических лиц автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанные перевозки осуществляются физическим лицом для личных, семейных, домашних нужд), при отсутствии договора обязательного страхования несут ответственность за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, на которых должно быть выплачено страховое возмещение при надлежащем страховании, если федеральным законом не установлен больший размер ответственности, а также иную предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность.
  • Суммы, неосновательно сбереженные перевозчиком вследствие неисполнения возложенной на него настоящим Федеральным законом обязанности по страхованию своей гражданской ответственности, взыскиваются по иску федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта (далее — орган транспортного контроля и надзора), в доход Российской Федерации с начислением на эти суммы процентов в соответствии со статьей 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
  • Перевозчик обязан предоставлять пассажирам информацию о страховщике, с которым у него заключен договор обязательного страхования (наименование, место нахождения, почтовый адрес, номер телефона) и договоре обязательного страхования (номер, дата заключения, срок действия) путем размещения указанной информации в местах, доступных для пассажиров (в местах продажи билетов, на информационных стендах, в транспортном средстве), на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на билете, в раздаточных информационных материалах, путем транслирования посредством звуковых информационно-справочных систем либо иными способами и поддерживать указанную информацию в актуальном состоянии.

Единая стоимость. Разная надежность

Минимальные и максимальные ставки страховых тарифов по ОСГОПП установлены Указанием Центрального Банка РФ и являются едиными для всех перевозчиков в зависимости от вида транспорта и вида перевозок.

Несмотря на то, что купить полис ОСГОПП можно во многих компаниях, нужно иметь в виду, что от надежности выбранной страховой компании будет зависеть, насколько простой будет процедура урегулирования убытка при наступлении страхового события.

Страховые выплаты

Действующим законодательством установлены лимиты страховых выплат при наступлении ответственности перевозчика в результате причинения вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в пределах установленных договором ОСГОПП страховых сумм: 

РискСтраховая сумма (минимальная)
Причинение вреда жизни 2 025 000 рублей
Причинение вреда здоровью 2 000 000 рублей
Причинение ущерба имуществу 23 000 рублей

Необходимо обратить ваше внимание, что наступление гражданской ответственности перед пассажирами возникает вне зависимости от вины водителя, управляющего транспортным средством или иных условий.

Таким образом, как только пассажир вошел в транспортное средство (самолет, вертолет, поезд, корабль/паром, автобус, троллейбус и т. д.) за любой вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу отвечает перевозчик, но, при наличии договора ОСГОПП, его ответственность будет переложена на страховщика.

Источник: https://www.RGS.ru/products/juristic_person/otvetstvennost_perevozchikov_pered_passazhirami/index.wbp

Размер ответственности перевозчика и ограничение ответственности

Законодательство предусматривает предельный размер ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза (п. 2 ст. 796 ГК):

Читайте также:  Лишение родительских прав мать и отца, основания, образец искового заявления

— в случае утраты или недостачи груза причиненный ущерб возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза;

— при повреждении (порче) груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности его восстановления — в размере его стоимости;

— если утраченный груз сдавался к перевозке с объявлением его ценности, ущерб подлежит возмещению перевозчиком в размере объявленной стоимости груза.

Аналогичные правила закреплены в ст. 96 УЖТ, ст. 119 КВВТ, ст. 169 КТМ, ст. 119 ВК.

Наряду с возмещением указанного ущерба перевозчик должен возвратить отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если эта плата не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796).

Совет

За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств участники договора перевозки несут ответственность, предусмотренную ГК РФ (Гражданский кодекс Российской Федерации), транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон.

Для охраны интересов грузовладельцев ГК РФ придает нормам об ответственности перевозчика императивный характер.

Соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика не действительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений предусмотрена транспортными уставами и кодексами (п. 2 ст. 793 ГК РФ).

Такая возможность допускается лишь КТМ (Кодекс торгового мореплавания) в исключительных случаях, при перевозках вне рамок обычных коммерческих операций, а также на период с момента принятия груза перевозчиком до его погрузки на судно и после выгрузки до сдачи грузополучателю (ст. 175).

С другой стороны, сложность технологии перевозок и опасности среды их осуществления (морское, воздушное пространство, автодорога), особые риски, связанные с использованием при перемещении груза скоростных средств транспорта, являющихся источником повышенной опасности, предопределили законодательные послабления в режиме ответственности перевозчика за несохранность перевозимого груза и просрочку его доставки. Это в первую очередь относится к основаниям и объему ответственности перевозчика, а также к порядку предъявления к нему требований.

Устанавливая для лиц, ведущих предпринимательскую деятельность, повышенную (независимую от вины) ответственность (п. 3 ст.

401), ГК РФ предусматривает, что ответственность перевозчика за несохранность груза и просрочку его доставки возникает при наличии его вины, которая предполагается, пока не доказано обратное.

Законодательством вводятся также определенные ограничения по объему ответственности перевозчика. Интересы грузовладельцев в этих случаях призвано обеспечить страхование грузов.

Что касается нарушений иных условий договора перевозки (например, невыполнение указаний грузовладельца по переадресовке груза, выдача груза не в пункте его назначения, утрата перевозочных документов, несоблюдение дополнительных обязательств по договору), то, поскольку специальных указаний на этот счет ни в ГК РФ, ни в транспортных уставах и кодексах не содержится, они должны влечь за собой ответственность перевозчика в форме возмещения убытков (ст. 15, 393 ГК РФ), основанную на общих началах предпринимательского риска (п. 3 ст. 401 ГК РФ).

Согласно п. 1 ст.

Обратите внимание

796 ГК РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, произошедшие после его принятия к перевозке и до выдачи грузополучателю, перевозчик несет ответственность, если не докажет, что несохранность произошла вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В развитие этого положения транспортные уставы и кодексы предусматривают перечень таких обстоятельств. К ним кроме непреодолимой силы относятся особые, естественные свойства груза, вызвавшие утрату им своих потребительских свойств, недостатки тары и упаковки, которые не могли быть замечены при наружном осмотре в ходе приема груза к перевозке, сдача к перевозке груза с превышением норм влажности или без указания в накладной его особых свойств (ст. 166 КТМ, ст. 95 УЖТ, ст. 132 УАТ, ст. 118 КВВТ (Кодекс внутреннего водного транспорта)).

Статья 118 УЖТ (Устав железнодорожного транспорта), ст. 168 КТМ, ст. 133 УАТ (Устав автомобильного транспорта) предусматривают ряд случаев, когда перевозчику достаточно лишь определенных обстоятельств для того, чтобы освободиться от ответственности за несохранность груза.

В этих случаях доказывание вины перевозчика в несохранности груза возлагается на грузовладельца. К таким обстоятельствам, в частности, относится сопровождение груза представителем отправителя или получателя, прибытие груза в исправной таре и за пломбами отправителя и др.

В названных ситуациях имеются достаточные основания считать, что перевозчик к несохранности груза непричастен. Специальное правило КТМ (ст.

167) освобождает перевозчика от ответственности, если тот докажет, что утрата, повреждение груза произошли вследствие ошибок капитана, членов экипажа судна либо лоцмана в судовождении или управлении судном (навигационная ошибка).

ГК РФ не содержит указаний об основаниях ответственности перевозчика на случай, если груз не был доставлен в пункт назначения в установленный или в разумный срок.

Транспортные уставы и кодексы за просрочку доставки груза, как и при несохранности груза, предусматривают возложение на перевозчика ответственности при наличии его вины (ст. 97 и 29 УЖТ, ст. 166 КТМ, ст. 137 УАТ, ст. 120 Воздушного кодекса, ст. 116 КВВТ), которая презюмируется.

Среди обстоятельств, освобождающих от ответственности за просрочку воздушного перевозчика, ст. 120 Воздушного кодекса называет устранение неисправности судна.

Ответственность перевозчика при несохранности груза ограничивается его стоимостью. Это правило ст. 796 ГК также является традиционным для транспортного права и одновременно изъятием из общего правила ст. 15 и 393 ГК РФ.

Ущерб, причиненный в случае утраты или недостачи груза, возмещается перевозчиком в размере стоимости утраченного или недостающего груза, а в случае повреждения груза — в размере суммы, на которую понизилась его стоимость.

Стоимость несохранного груза должна определяться исходя из его цены, указанной в счете продавца или в договоре, а при отсутствии такого указания — исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары (п.

2 ст. 796 ГК).

Важно

Воздушный кодекс (ст. 119) помимо этого устанавливает предел ответственности авиаперевозчика в размере 2 МРОТ за каждый килограмм веса несохранного груза. Практически это означает дополнительное ограничение ответственности по сравнению с ГК, однако сам подход отражает опыт международно-правовой регламентации и способствует более оперативному урегулированию претензий грузовладельца.

КТМ, следуя правилам международных конвенций, устанавливает иные пределы ответственности перевозчика, которые не распространяются на перевозки в каботаже. Согласно ст. 170 КТМ ответственность морского перевозчика не может превышать 666,67 расчетных единиц за место либо 2 расчетных единиц за килограмм массы брутто утраченного или поврежденного груза (в зависимости от того, какая сумма выше).

При утрате груза, сданного к перевозке с объявлением ценности, перевозчик согласно п. 2 ст. 796 ГК отвечает в размере объявленной стоимости. Объявление стоимости груза освобождает грузовладельца от необходимости доказывать ее размер. При этом перевозчик не может быть лишен права доказывать превышение объявленной ценности над действительной стоимостью груза (ст. 138 УАТ).

Наряду с возмещением установленного ущерба перевозчик возвращает грузовладельцу провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза, если она не входит в стоимость груза (п. 3 ст. 796 ГК). По правилам перевозок виновный в несохранности груза перевозчик должен также оплатить стоимость экспертизы и иные расходы, связанные с определением размера причиненного грузу ущерба.

Судебной практикой учитывается и стоимость возвратной тары многократного пользования, а также дополнительные провозные платежи, когда экспертиза дает заключение о том, что несохранный груз может быть восстановлен только в производственных условиях изготовителя.

За просрочку доставки груза в пункт назначения большинство транспортных уставов и кодексов предусматривают штраф.

На автомобильном транспорте он равен 15%, на железнодорожном и внутреннем водном — 9% провозной платы за каждые сутки просрочки, а на воздушном — 25% МРОТ за каждый час просрочки.

Согласно УЖТ этот штраф ограничивается размером платы за перевозку, по УАТ — 90%, а по КВВТ и Воздушному кодексу — 50% провозной платы (ст. 97 УЖТ, ст. 137 УАТ, ст. 116 КВВТ, ст. 120 Воздушного кодекса).

Совет

На морском транспорте такая санкция не предусмотрена и грузовладельцу возмещаются убытки, возникшие в результате просрочки доставки груза, в пределах провозной платы (п. 2 ст. 170 КТМ).

Поскольку уставы и кодексы на всех видах транспорта, кроме автомобильного (ст. 152 УАТ), специально не оговаривают исключительный характер предусмотренных неустоек (штрафов), то в силу п. 1 ст.

394 ГК соответствующие грузовладельцы также вправе требовать возмещения причиненных просрочкой убытков в части, не покрытой неустойкой.

Груз, не прибывший в пункт назначения по истечении 30 дней с момента, когда он должен был прибыть, считается утраченным, и у грузополучателя возникает право требовать возмещения в порядке ст. 796 ГК РФ.

На воздушном транспорте право на предъявление претензии об утрате груза появляется уже через 10 дней (ст. 126 Воздушного кодекса).

При смешанном сообщении установлен особый срок — груз считается утраченным, если он не прибыл через 4 месяца со дня его приема к перевозке (ст. 45 УЖТ, ст. 139 УАТ).

Источник: http://pravo.bobrodobro.ru/58254

1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПЕРЕВОЗЧИКОМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮ ПАССАЖИРОВ НА ТРАНСПОРТЕ

Министерство транспорта Российской Федерации

Федеральное агентство морского и речного транспорта

Московская государственная академия водного транспорта

Юридический институт

кафедра «Государственного,

административного права и

правоохранительной деятельности»

специальность 030501

«Юриспруденция»

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

на тему:

«Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте»

Москва

2009

Транспорт является связующим звеном в экономике любого государства и представляет собой единый комплекс, который охватывает все виды общественного производства, распределения и обмена.

Пассажиром считается лицо, перевозимое на транспорте, не входящее в состав служебного персонала (экипажа) транспортного средства и имеющее проездной билет.

Выполняемые пассажирские перевозки наиболее ярко характеризуют тот или иной вид транспорта, так как пассажиры, исходя из своих соображений, по-разному оценивают его достоинства и недостатки.

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной, каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью.

Обратите внимание

Перевозка пассажиров занимает значительное место в деятельности транспортных организаций. Для обеспечения все возрастающих потребностей в пассажирских перевозках и повышения качества их организации в последние годы значительно обновлен и пополнен подвижной состав железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта.

Выбор темы дипломной работы: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте».

Актуальность данной дипломной работы в современных условиях обусловлена большим интересом к теме: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте», ее недостаточной разработанностью, так как в основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы. Поэтому возникает необходимость активизации и проведения комплексного исследования по данному вопросу.

Читайте также:  Материнский капитал за двойню если роды первые

Вред, причиненный жизни или здоровью гражданина, выражается в смерти человека либо в причинении ему травмы или увечья. Такой вред во всех случаях не может быть ни возмещен в натуре, ни компенсирован денежными средствами.

Однако при этом у потерпевшего обычно возникают имущественные потери, поскольку вследствие полученных травм или увечий он временно или постоянно лишается возможности получения прежнего заработка или иного дохода, вынужден нести дополнительные расходы на лечение и т.п.

В случае смерти гражданина такие потери могут понести близкие ему лица, лишающиеся в результате этого источника доходов или содержания.

Такого рода потери потерпевшего или близких ему лиц подлежат возмещению причинителями вреда в рамках деликтных обязательств. На этих же основаниях потерпевшему, кроме того, компенсируется причиненный моральный вред. Поэтому причинение вреда жизни или здоровью гражданина закон рассматривает как одно из оснований возникновения деликтных обязательств.

Проблема возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью гражданина многогранная, в определенной степени можно вести речь и о многоуровневом аспекте его проявления. Познанию его сущности, содержания, формам осуществления, социальному назначению посвящены многочисленные исследования, проведенные в том числе и с учетом современного гражданского законодательства.

Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Важно

Теоретическое значение изучения проблемы, связанной с ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Научная и практическая значимость определяется тем, что в настоящее время вносятся предложения, реализация которых будет способствовать более точному регулированию ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта.

События последних дней показывают, что на сегодняшний день эта проблема остается в юридической науке столь же сложной и противоречивой.

Объектом исследования является общественные отношения, связанные с перевозкой пассажиров и ответственностью перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта.

Предметом исследования является ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте.

Целью дипломной работы является изучение темы: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте», ее основополагающих моментов, изучение аспектов ответственности перевозчика на транспорте, видов ответственности, правовая природа ответственности перевозчика.

В результате достижения цели данной дипломной работы поставлены следующие задачи:

— изучить нормативно–правовую базу, регулирующую деятельность транспорта;

— изучить организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта;

— проанализировать актуальность исследования ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте;

— изучить виды ответственности на транспорте;

Методами исследования, применяемые для исследования указанных задач, являются положения теории научного познания общественных процессов и правовых явлений. Представляется целесообразным воспользоваться следующими частно-научными методами: историческим, социально-правовым, системно-структурным при исследовании ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте.

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя титульный лист, содержание, введение, основную часть, состоящую из 3-х глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая включает изучение вопросов, раскрывающих организационные меры, направленные на обеспечение безопасности жизни и здоровья пассажиров на различных видах транспорта, правовое регулирование деятельности транспорта.

Глава вторая включает изучение вопросов, связанных с темой дипломного исследования: «Ответственности перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на транспорте», в которой изучается основания ответственности, меры по предупреждению вреда и виды ответственности.

Совет

Глава третья включает изучение вопросов, связанных с видами ответственности: дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная.

Заключение содержит выводы о необходимости дальнейшего изучения и улучшения состояния вопроса по исследуемой проблеме: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте».

При анализе отношений, возникающих из причинения вреда жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта, для написания данной дипломной работы, а также достижения поставленной цели и решения вытекающих задач были использованы нормативно-правовые акты: Конституция РФ[1] , как основополагающий нормативно-правовой акт Российской Федерации; кодексы[2] , транспортные уставы[3] и др. нормативно-правовые акты, а также учебная литература, научные статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, интернет-ресурсы.

Правовое регулирование транспортной системы имеет особое значение для Российской Федерации с ее огромной территорией и развитой транспортной сетью. В транспортную систему России входят железнодорожный, автомобильный, воздушный, трубопроводный (в сферу перевозочных отношений не входят магистральные трубопроводы)[4] морской и внутренний водный транспорт.

Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования перевозки пассажиров на всех видах транспорта, содержатся в Общей части обязательственного права Гражданского кодекса РФ[5] и части второй ГК (гл. 40 «Перевозка»).

На перевозки пассажиров распространяются как общие требования, предъявляемые к перевозкам, так и специальные, касающиеся перевозок пассажиров. Перевозка пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.

Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.

Условия перевозки пассажиров и багажа отдельными видами транспорта, а также ответственность сторон по этим перевозкам определяются соглашением сторон, если ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами не установлено иное.

В приложении 1 представлен образец Договора перевозки пассажиров[6] .

Согласно ст. 71 Конституции РФ[7] и п. 2 ст. 784 Гражданского кодекса РФ следует, что все они должны иметь статус федеральных законов.

Относительно железнодорожного транспорта, то публично-правовые нормы, регулирующие его организацию и условия функционирования, содержатся в отдельном Федеральном законе от 10 января 2003 г. «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации»[8] .

Источник: http://MirZnanii.com/a/29649/otvetstvennost-perevozchika-za-vred-zhizni-i-zdorovyu-passazhira-na-transporte

Кто заплатит за вред здоровью пассажира?

В новостях периодически появляются сообщения о травмах, полученных при поездке в общественном транспорте. По закону ущерб в подобных ситуациях возмещается виновником происшествия или его страховой компанией. Однако самим пассажирам не помешает знать некоторые особенности страхования ответственности за вред здоровью пострадавшего.

Если при причинении вреда пассажиру нет договора перевозки (так называемые «бытовые» перевозки или перевозки для личных нужд) – как и при наезде на пешехода, выплата будет производиться в рамках закона об ОСАГО .

А вот если пассажир ехал на общественном транспорте (здесь уже присутствует перевозка на возмездной основе), то ущерб возмещается по закону об обязательном страховании ответственности перевозчика перед пассажирами (ОСГОП).

Обратите внимание

Стоит иметь в виду, что по закону об ОСГОП перевозчиком считаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые осуществляют перевозки в соответствии с законодательством РФ.

Физические лица (например, водитель, подвозящий попутчика) не подпадают под действие данного закона.

Страхование ответственности перевозчика предусматривает возмещение ущерба пострадавшему в том числе при неосторожном вождении: к примеру, если из-за резкого торможения пассажир упал и получил травму или испортил свою одежду.

таблица скроллится вправо

№Кому причинен вредОбстоятельства причинения вредаВ рамках какого вида страхования возмещается ущерб (ОСАГО или ОСГОП)
Пешеход Наезд на пешехода ОСАГО
Пассажир (перевозка не на коммерческой основе – автомобиль принадлежит физ. лицу) При нахождении в машине знакомых и т.п., посадке или высадке из нее ОСАГО
Пассажир – перевозка на коммерческой основе (публичный договор перевозки или перевозки по заказу, транспортное средство эксплуатируется предприятием/организацией или индивидуальным предпринимателем) При нахождении в транспортном средстве, при посадке или выходе из него. ОСГОП

Получить выплату одновременно по двум страховкам не получится – потерпевшим по «автогражданке» не является лицо, которое признается потерпевшим в рамках Закона об обязательном страховании пассажиров (ОСГОП).

Нелишне будет обратить внимание, что при перевозках общественным транспортом (например, в городском автобусном сообщении) право на выплату по ОСГОП сохраняется даже в случае, если пассажир не оплатил проезд на момент наступления события.

А как быть, если человек получает травму при входе или выходе из автобуса? Покрывается ли это договором страхования ответственности перевозчика?

Нормативно установлено, что возмещается ущерб, причиненный во время периода перевозки. При этом законодательно  определено, что «перевозка пассажиров включает в себя … период посадки пассажира в транспортное средство и период высадки пассажира из транспортного средства».

Таким образом, человек начинает считаться пассажиром уже при посадке в транспортное средство независимо от приобретения билета, и считается таковым вплоть до выхода.

Как поясняют специалисты по урегулированию убытков в некоторых страховых компаниях, ответственность перевозчика начинается в момент объявления (начала) посадки в транспортное средство и заканчивается, когда пассажир вышел и транспорт отъехал.

Если, предположим, пострадавший начал заходить и одной ногой стоял в автобусе, а водитель закрыл дверь и тронулся (или если человек вышел, но не успел отойти, а автобус тронулся и задел его) – такие события будут признаны страховыми случаями.

Однако следует убедиться, что в официальных документах о происшествии зафиксирована формулировка «при выходе из транспортного средства» или «при посадке в транспортное средство», чтобы избежать недоразумений при урегулировании убытка в страховой компании.

Важно

Полный перечень документов, которые потребуются для выплаты, определен правилами и законом о страховании ответственности перевозчика.

Источник: https://www.inguru.ru/kalkulyator_kasko/stat_kto_zaplatit_za_vred_zdoroviju_passazhira

Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте

Ответственность экипажа исключается, если он действует по принуждению (например, в случае захвата самолета террористами, согласно ст. 40 УК).

Нарушение правил международных полетов может быть сопряжено с другими преступлениями: контрабанда согласно УК РФ (ст. 188), терроризм (ст. 205), захват заложников (ст. 206), угон воздушного судна (ст. 211), диверсия (ст. 281) и т.п. В этом случае нарушение правил международных полетов квалифицируется по совокупности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящем дипломном исследовании были изучены вопросы, связанные с обеспечением перевозчиком безопасности жизни и здоровью пассажиров на транспорте: правовое регулирование деятельности транспорта и организационные меры, направленные на обеспечение безопасности и здоровья пассажиров, а также подробно изучена ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажиров на различных видах транспорта и виды ответственности: дисциплинарная, административная, гражданско-правовая, уголовная.

На основании изложенного материала в дипломной работе на тему: «Ответственность перевозчика за вред жизни и здоровью пассажира на транспорте», можно сделать следующие выводы:

Читайте также:  Межевание земли: как сделать межевание земельного участка в 2018 году, сколько стоит

Основными видами транспорта в РФ являются железнодорожный, автомобильный, авиационный, трубопроводный, морской и речной, каждый из которых выполняет в рамках транспортной системы России определенную функцию в соответствии со своими технико-экономическими особенностями, провозной способностью.

Перевозки пассажиров на различных видах транспорта регулируются Гражданским кодексом РФ, транспортными кодексами и транспортными уставами, а также целым рядом Правил перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. Транспортное законодательство постоянно совершенствуется, развивается динамично, с учетом развития экономики страны.

Защита прав пассажиров осуществляется на основе закона о защите прав потребителей, который подробно регламентирует права потребителя, устанавливает нормы их реализации и ответственность исполнителя.

Совет

Данный закон является одним из наиболее действенных российских нормативно-правовых актов.

В итоге можно сказать, что закон о защите прав потребителей является главной опорой защиты прав пассажира, но многие граждане-потребители транспортных услуг пока не знают своих прав и вследствие этого многие неправомерные действия перевозчиков остаются без наказанными.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни и здоровью пассажира определяется не правилами о договоре перевозки, а нормами деликтного права (гл. 59 ГК).

В этом случае перевозчик отвечает за причинение вреда жизни и здоровью пассажира (в том числе безбилетного), выступая как владелец источника повышенной опасности (ст. 1079 ГК). Правила о внедоговорной ответственности владельца источника повышенной опасности носят более жесткий характер.

Кроме того, законом или договором перевозки может быть предусмотрена повышенная ответственность перевозчика (ст. 800 ГК).

Перевозчик по договору перевозки пассажира может нести как договорную (в случае задержки отправления пассажира, нарушения срока его доставки), так и деликтную (в случае причинения вреди жизни и здоровью пассажира). Но в любом случае вина перевозчика презюмируется. Ответственность перевозчик несет в виде выплаты штрафа, возмещения убытков, а в некоторых случаях возмещение морального вреда.

Пассажир же может нести только договорную ответственность в рамках гражданского права, а также дисциплинарную, административную и уголовную в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

Транспортное законодательство по-разному отразило в уставах и кодексах вопрос об ответственности перевозчика за нанесение увечья или причинение смерти пассажиру при аварии или крушении транспортного средства.

Устав железнодорожного транспорта РФ (ст. 113) устанавливает, что железная дорога несет имущественную ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Законные интересы пассажиров обеспечиваются также ответственностью железных дорог по обязательствам вследствие причинения вреда. Железные дороги в одинаковой степени отвечают перед пассажиром, т.е.

Обратите внимание

лицом, заключившим договор перевозки (имеющим проездной документ, билет), и перед безбилетным пассажиром.

Причем ответственность железных дорог наступает независимо от того, в каком поезде следовал пассажир — дальнем, местном или пригородном.

Деятельность железных дорог связана с повышенной опасностью для окружающих (используются транспортные средства), поэтому они несут ответственность не только за виновное, но и за случайное причинение вреда пассажиру. В силу ст. 1079 ГК железные дороги обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Воздушный кодекс РФ (ст.

117) предусматривает, что ответственность перевозчика за вред, причиненный при воздушной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна», определяется в соответствии с правилами гл.

59 Гражданского кодекса, если законом или договором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика (как это может быть сделано в соответствии со ст. 123 ВК).

Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жиз�

Источник: https://www.studsell.com/view/108717/210000

Страхование ответственности перевозчика грузов — автомобильным транспортом

Транспортная деятельность неразрывно связана с рядом рисков. Страхование ответственности помогает обезопасить перевозчиков и владельцев груза от существующих непредвиденных ситуаций и ошибок в процессе транспортировки, которые могут причинить вред их имуществу.

Что это такое

Страхование ответственности перевозчика грузов – это основная гарантия в транспортно-экспедиционной деятельности на сегодняшний день. Оно выступает залогом возмещения вреда, нанесенного в процессе транспортировки имущества.

Этот вид страхования также является способом защиты материальных интересов перевозчика при возникновении его гражданской ответственности за причинение вреда грузу.

Исключением по закону является только метрополитен и такси. Отсутствие договора о страховании ответственности не избавит перевозчика от непредвиденных расходов, связанных с причинением вреда грузу.

Компенсация будет равной по стоимости со стандартным страховым полисом, предусмотренным для этого или даже больше. Кроме этого, суммы необоснованного обогащения при отсутствии страховки подлежат взысканию в судебном порядке органами исполнительной власти.

Важно

При страховании такой ответственности основным документом, защищающим имущественные права всех заинтересованных лиц, будет специализированный договор.

Его субъектами являются:

  • страховщик;
  • страхователь;
  • выгодоприобретатель.

Обязательное страхование осуществляется компанией или организацией, которая получила лицензию на осуществление подобной деятельности.

Соглашения подобного рода составляются с обязательным указанием страховой суммы и тарифов. Договора страхования ответственности перевозчика относятся к документам, составляемым в пользу третьего лица (владельца груза). Форма – письменная.

Подписывают документ только представитель компании, осуществляющей страхование и перевозчик. Каждому договору присваивается номер в системе АИОС.

Для страхования ответственности при перевозках грузов автомобильным транспортом необходимо подать страховщику следующие документы:

  • заявление страхование по форме;
  • копию лицензии на перевозку определенной категории грузов (если она есть);
  • документы со сведеньями об автотранспортных средствах.

В процессе заключения договора страховщик может потребовать дополнительные документы, подтверждающие информацию в заявлении, провести осмотр транспортных средств или обратить за содействием в получении информации к органам исполнительной власти.

Срок действия таких соглашений составляет не менее 1 года. Документ вступает в силу с момента внесения первого страхового платежа или премии.

По соглашению сторон договор может быть:

  • изменен;
  • расторгнут;
  • досрочно прекращен.

При прекращении или расторжении соглашения выплаченная страховая премия обычно не подлежит возврату. Но и в этих случаях гражданская ответственность с перевозчика не снимается.

Про страхование опасных грузов, смотрите здесь.

Что является объектом

По договорам такого рода объектом защиты выступают имущественные права перевозчика, связанные с риском гражданской ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения при перевозке вреда грузу.

Риском выступает возможность возникновения обязательств относительно возмещения материального ущерба, причиненного транспортировкой.

Какие бывают случаи и риски

Факт наступления гражданско-правовой ответственности страхователя является страховым случаем. Это момент, который он признает по договору добровольно или по решению суда принудительно. Данное понятие включает страховой риск. Он, в свою очередь, выступает формальным выражением нанесения ущерба.

Схема: страховые риски.

Относительно имущества владельца существуют следующие риски:

  • полной или частичной потери груза;
  • повреждения груза;
  • ущерба, понесенного выгодоприобретателем в случае невыполнения в полном объеме или частично договорных обязательств перевозчиком (просрочка при доставке, неправильная выдача груза или задержка в ее осуществлении, неправильная доставка имущества по вине страхователя);
  • вреда, причиняемого грузом имуществу, жизни и здоровью третьих лиц;
  • затрат перевозчика по предварительному согласованию со страховщиком (на защиту интересов в суде, предотвращение или уменьшение причиненного вреда, оплату услуг дополнительных экспертов).

Размеры ответственности всегда устанавливаются по согласию сторон. Страховым случаем при перевозке грузов может расцениваться:

  • ДТП;
  • перенаправление груза на правильный адрес;
  • действия, связанные с уменьшением размера или предотвращением ущерба;
  • действия, связанные с расследованием обстоятельств, при которых наступил страховой случай;
  • пожар, молния, буря, вихрь или иные стихийные явления предусмотренные договором;
  • удар транспортного средства о неподвижный предмет;
  • взрыв, повреждения ТС льдом;
  • действия, принятые для устранения взрыва или пожара;
  • исчезновение транспортного средства без вести;
  • несчастный случай, связанный с погрузкой, укладкой, выгрузкой груза и при приеме ТС средством топлива;
  • повреждение транспорта атмосферными осадками;
  • исчезновение груза;
  • кража со взломом, грабеж, разбойное нападение и другие неправомерные действия третьих лиц;
  • поломка рефрижератора и повреждение быстропортящегося груза вследствие этого.

Страхованию подлежит не только груз, но и ряд других расходов связанных с его перевозкой. Страховым случаем по умолчанию считается все, что ведет к полной или частичной потере груза.

При наступлении страхового случая перевозчик обязан:

  • информировать каждую заинтересованную сторону;
  • незамедлительно письменно уведомить о наступлении страхового случая страховщика;
  • принять меры относительно уменьшения или устранения существующего ущерба.

Все вопросы, связанные с возмещением убытков владельцу имущества, решает страховщик.

За что перевозчик грузов ответственности не несет

Выплаты по возмещению ущерба не проводятся в случае:

  • если страховой случай наступил вследствие ядерного взрыва, военных действий, гражданской войны, народных волнений, акций протеста, забастовок, когда иное не предусмотрено договором;
  • наступления страхового случая при наличии умысла со стороны его владельца;
  • отказа в предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение ущерба.

Других оснований для освобождения от ответственности нет, если иное неуказанно в договоре.

Презумпцию вины перевозчика подтверждают:

  1. Недостатки тары или упаковки.
  2. Скрытие свойства груза, естественные потери.

При наличии этих признаков невиновность при повреждении необходимо будет доказать. Презумпцию невиновности гарантируют:

  • прибытие груза в целостности и исправной таре без следов вскрытия;
  • упаковка сохранила свою изначальную целостность, пломбы не задеты;
  • недостача, порча или повреждение груза произошло вследствие естественных причин;
  • сопровождение груза третьими лицами;
  • недостача груза не превышается установленных норм;
  • скоропортящийся продукт прибыл в сохранности и срок.

За утрату, недостачу или повреждение груза перевозчик несет ответственность с момента принятия его к перевозке и до выдачи получателю. Стоимость груза определяется на основании счета или другого документа отправителя.

Страховщик может обратиться после возмещения ущерба с регрессным требованием к перевозчику если:

  1. Страховой случай наступил вследствие умышленных действий страхователя.
  2. При управлении ТС лицом (назначенным перевозчиком) в нетрезвом состоянии и возникновении из-за этого страхового случая.
  3. При наступлении страхового случая, если транспортным средством перевозчика управляло лицо, не имеющее на это право.
  4. При возникновении страхового случая и существующих нарушениях со стороны перевозчика относительно режима труда и отдыха водителя ТС.
  5. При наступлении страхового случая, если он возник вследствие введения перевозчиком в эксплуатацию непригодного транспортного средства.

Регрессное требование не может быть больше выплаченного страховщиком денежного возмещения. В этом случае страховая компания приобретает все права потерпевшего лица (владельца груза).

Формой страхования является публичный договор, который подписывают перевозчик-страховщик. Соглашения такого рода регламентируют количество и виды страховых случаев, по которым предусмотрены выплаты, размер денежного возмещения, а также суммы и тарифы на периодические платежи.

Страхование ответственности перевозчика грузов является обязательным практически для каждого владельца транспортного средства (кроме такси).

Про страхование груза при перевозке узнайте тут.

Что такое морские грузы, вы можете прочитать в этой статье.

Источник: http://prostrahovanie24.ru/gruzov/strahovanie-otvetstvennosti-perevozchika.html

Ссылка на основную публикацию